• Сузить экран
  • Обычный размер экрана
  • Расширить экран
  • Увеличить размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
  • Исходный размер шрифта












Главная Учителям Опыт коллег « ВОЛШЕБНИЦА ИЗ СТОКГОЛЬМА» (Астрид Линдгрен)

« ВОЛШЕБНИЦА ИЗ СТОКГОЛЬМА» (Астрид Линдгрен) PDF Печать Email
Учителям - Опыт коллег

Открытый урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе. 

 

Музыкальный эпиграф «Не хочу писать для взрослых. Я хочу писать для таких читателей, которые способны творить чудеса. А чудеса творят дети».  А. Линдгрен 

Ход урока  

Учитель:

Сегодня мы отправляемся в сказочное путешествие в гости к писательнице, которую называют «волшебница из Стокгольма«   или   «волшебница   из   Швеции».   Это Астрид Линдгрен. А ещё её называют «Андерсен наших дней», как вы думаете, почему?

Линдгрен- автор свыше 35 книг , лауреат многих шведских национальных и международных премий. Среди них полученная на родине медаль , которая носит имя одного известнейших героев детской литературы Нильса Хогельсона. Того самого Нильса, который летал по Швеции вместе с гусиной стаей. Был у Линдгрен и очень весёлый орден - орден Улыбки, врученный польскими детьми, а также Международная Золотая медаль Андерсена, которая присуждается лучшим детским писателям.

Ученик:

Стокгольм - столица Швеции, как найти её на карте? На карте мира почти у самого северного полюса мы увидим большую лохматую собаку, разрисованную коричневой и жёлтой краской. Это скандинавский полуостров. На нём находятся 2 самые северные страны Европы - Норвегия и Швеция. Стокгольм расположен на берегах пролива и 14 островах, связанных между собой высокими мостами. Там-то и провела больше 50 лет наша волшебница. А родилась она на юге Швеции в Смоланде.

Рассказ о детстве писательницы.

Ученик:

14(25)ноября 1907 в газете небольшого шведского городка Виммербю в рубрике «Родились» среди других объявлений было опубликовано: «У арендатора Самуэля Августа Эриксона - дочь Астрид Анна Эмилия»

Смоланд - страна озёр и скал. Там лесисто, дико и прекрасно. Там много старинных церквей и заросших травой развалин. В краю жили сказки, легенды, предания. Бесконечными северными вечерами дети рассказывали друг другу сказки. Истории Линдгрен были самыми интересными и таинственными. Ещё дети играли и баловались. Они карабкались на крышу дома, прятались в ларе, в кучах опилок, в стогах сена, спрыгивали со штабелей досок.

Ученик:

Но ещё с 6 лет приучались к работе: прореживали репу, помогали взрослым убирать урожай, рвали крапиву для кур, носили еду косарям в поле.

В свободное от работы и игр время дети читали. Астрид познакомилась со сказками крупнейших писателей Скандинавии: сказочника из Финляндии Топемуса, повестью Сельмы Лагерлеф, датчанина Г.Х.Андерсена, который ей понравился больше всех.

Учитель: Фантазия Астрид и её брата и сестёр окрашивала их будничную жизнь в праздничные цвета, овевала её жизнь сказочностью.

Ученик(Гунар). Ученица(Астрид)

Астрид

Однажды утром, в апреле, случилось «чудо». Астрид (показать на себя) и Гунар (показать на Гунара) зашли в свинарник посмотреть новорождённых поросят.

Гунар.

Подле большой свиньи на соломе теснился десяток крошечных поросят. Астрид, посмотри, что это?

Астрид.

Дракончик с маленькими злыми глазками. У свиньи родились 10 поросят и один дракон.

Гу нар.

Это сказка? А дальше?

Астрид

Каждый день Астрид и Гунар носили дракончику в корзине еду - огарки свечей, шкурки, пробки.

Учитель.

Сказка-игра продолжалась до тех пор, пока не надоела детям, и тогда дракончик исчез. Прощание оказалось грустным.

Астрид:

В тот вечер свинью с поросятами выпустили на пастбище. Гунар и Астрид присматривали за ними. Было холодно, дети мёрзли. Они прыгали, чтобы согреться, и вдруг к Астрид подошёл дракончик. Он приложил лапку к щеке девочки. Его красные глазки были полны слёз. И неожиданно - вот так чудо - он полетел. Постепенно дракончик превратился в маленькую чёрную точку на фоне огненно-красного солнца. И дети услыхали, что он поёт, поёт звонким тоненьким голоском.

Учитель:

В тот вечер Астрид не стала, как обычно, читать сказку. Она лежала под одеялом и оплакивала зелёного дракончика. Скоро детство закончилось. Когда потом писательница будет рассказывать о нём, оно всё будет ярко и празднично: игры, забавы, краски, запахи. Книги Астрид Линдгрен о детстве полны радости и веселья, которое ключом било в эти годы.

Мир героев Линдгрен

Учитель:

Давайте вспомним книги, которые подарила нам писательница

(Ребята представляют книги)

1.    «Приключения Калле Блюмквиста»

На долю героев книгу выпадают встречи с ворами и убийцами, бегство, опасности. Дети всегда готовы прийти на помощь. Они необыкновенно предприимчивы и изобретательны.

2.    «Мы все из Бюллербю»

Повесть о детстве, о шведской деревне, где проходили ранние годы писательницы.

3.    «Мио, мой Мио!»

Маленький герой сказки сирота, воспитанник детского приюта. Его мечта о счастливой жизни, о любящем отце превращаются в чудесную сказку о Стране Дальней . Попав в эту сказку, маленький Мио не только радуется жизни, катается верхом, слушает сказки волшебного колодца, он побеждает жестокого рыцаря Като, который губит всё светлое и прекрасное на земле.

4.  «Эмиль из Леннеберги»

Действие происходит на маленьком хуторе. Главный герой - шалун и проказник, но он никогда и никого не хочет обидеть, оскорбить, он хочет всем помочь, доставить радость. Астрид Линдгрен своей повестью хотела сказать: из самых шаловливых мальчишек и девчонок, если они умны, добры, честны и сердечны, со временем вырастают замечательные люди.

5.  Мы - на острове Сальтрока»

Действие происходит на шведском острове Сальтрока, куда со своими детьми приезжает стокгольмский писатель. На острове разыгрываются и драматические события, и смешные. Замечательно описаны характеры детей, присущее им чувство товарищества, презрение к подлости, любовь к животным.

Учитель:

Ребята, какие книги мы ещё не назвали? (Трилогия о Карлсоне, Пеппи Длинный Чулок, Расмус-бродяга, Братья-львиное сердце, Роня-дочь разбойника). Подробнее остановимся на двух сказочных повестях. Расскажите  о Пеппи Длинный Чулок.

Ученица.

Я весёлая девчонка, С утра до вечера смеюсь. Но меня попробуй тронь-ка, никого я не боюсь! Две косички и веснушки, да плюс разные чулки. Как зовут меня, узнаешь без подсказки сразу ты.    (Пеппи)

Да, ребята, вы угадали, кто я. Сейчас расскажу, как я появилась на этот свет. Маленькая дочь Астрид Карен, которой было 7 лет, лежала в больнице уже несколько месяцев и каждый вечер просила маму ей что-нибудь рассказать. Однажды Астрид спросила её: «О чём тебе ещё рассказать?» «Расскажи о Пеппи Длинный Чулок,»- ответила дочь. Это имя она придумала в ту самую минуту, и, т.к. оно было необычным, Астрид тоже придумала под стать имени необычную, рыжую, весёлую, с косичками торчком - меня.

Учитель.

Пеппи бесстрашна, наделена изумительным даром фантазии. Она обладает огромной силой, может поднять циркового артиста, разбросать в разные стороны полицейских и воров. Она всегда борется за справедливость. Карлсон летает по свету.

Ученица. Кто пел эту песенку?

Пусть всё кругом горит огнём, а мы с тобой споём: ути, боссе, буссе, басе, биссе, и отдохнём. Пусть тыщу булочек несут на день рожденья к нам. А мы с тобой устроим тут ути, боссе, буссе, капут, биссе и тарарам.

Конечно, это Карлсон, весёлый человек с пропеллером. На одной из крыш, за трубой притаился зелёный домик с маленькими ставенками, крылечком и табличкой. «Карлсон, который живёт на крыше. Лучший в мире Карлсон»

Линдгренд чрезвычайно интересно рассказывает, как к ней впервые «прилетел» Карлсон.

«Я увидела его, вернее, сперва услышала как-то ночью, когда мне не спалось. Не спалось, может быть, потому, что долго жужжало что-то за окном. А потом он влетел в комнату, сел на кровать и спросил, где найти Малыша. Я протёрла глаза - нет, это не сон: на моей кровати сидел маленький толстый человечек с пропеллером на спине и кнопкой на животе. «Кто ты? - спросила я.- Почему ты ко мне прилетел?» «Я лучший в мире Карлсон, который живёт на крыше, ответил он, а прилетел я к тебе потому, что ты написала интересную книжку про Пеппи Длинный Чулок.

Учитель.

Так появилась книга про Карлсона. Кто не знает о проделках этого весёлого человечка. Вспомните, он о себе говорит, что он мужчина...(в полном рассвете сил). В первую встречу он... Впрочем, что же он сделал в первую встречу? (взорвал паровую машину) А дальше последовал такой разговор. Вспомните, как они делили конфеты.

(чтение по ролям)

Учитель:

Ребята, что ещё натворил Карлсон? (выразительное чтение, пересказ)

А ещё Карлсон любит петь. Продолжите его песенку.

Ура! Ура! Ура!

Прекрасная пора!

Красив я и умён,

И ловок, и силён!

Люблю играть, люблю... (жевать)

Учитель:

Ребята, вам нравится Карлсон? Почему? Ведь он проказник, Малыша часто обманывает (делит конфеты), хвастун, подводит Малыша, которого наказывают за проделки его друга, жадничает, съедает всё сладкое.

Наверное, любят его за весёлый нрав, беспечные выдумки. Когда дело дойдёт до серьёзного, он не подведёт.

Они с малышом придумали систему тайных сигналов, которые будут передаваться с помощью звонков.

Один - «немедленно прилетай», два - «ни в коем случае не прилетай», три - -(какое счастье, что на свете есть такой красивый, умный, в меру упитанный и храбрый человечек, как ты, Карлсон!»

-   А зачем мне для этого звонить?- спросил Малыш.

-   А затем, что друзьям надо говорить приятные и ободряющие вещи примерно каждые 5 минут.

Какое счастье, что Астрид Линдгрен написала свои сказочные повести. Они обращены ко всем, у кого доброе сердце, весёлый нрав, кто умеет смеяться над смешным и плакать над грустным, ко всем ребятам и взрослым, которые ещё не совсем забыли, что когда-то были детьми.

Давайте позвоним в колокольчик, и к нам может быть прилетит Карлсон или заглянет Пеппи и напомнят нам о таких, казалось бы, простых вещах, как добро, справедливость, бескорыстие.

В 1998 году в Стокгольме был создан своеобразный музей «Юнибаккен» - «Июньская Горка». Это своего рода Линдгрендленд, в котором можно увидеть почти всех героев книг писательницы. И ещё именем Астрид Линдгрен назвали малую планету. На сообщение об этом писательница сказала: «Наконец-то я буду летать! Я всю жизнь мечтала об этом!».

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Авторизация



Кто на сайте

Сейчас 78 гостей онлайн

           

МЫ ЛУЧШИЕ!!!

Eljur.ru


Уважаемые родители!
Вам предоставляется возможность контролировать детей через электронный журнал. Для входа на страницы журнала используйте свой логин и пароль.

Новости

Новости общественно-информационного агенства России
О формировании Всероссийского народного портала

В Лицее начала свою работу электронная библиотека «ЛитРес: Школьная библиотека». Это уникальная система, позволяющая читателю получить доступ к электронной книге на любом устройстве с доступом в интернет.

НАШ АДРЕС:
Россия 664043 г.Иркутск, ул.Воронежская,2
МБОУ г.Иркутска Лицей №1"
тел/факс (3952)307614 - директор Лицея №1 Четвертаков Вячеслав Иванович
e-mail: irkutsk1licey@yandex.ru