• Сузить экран
  • Обычный размер экрана
  • Расширить экран
  • Увеличить размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
  • Исходный размер шрифта












Главная Учителям Опыт коллег Метапредмет "Исследование задач"

Метапредмет "Исследование задач" PDF Печать Email
Учителям - Опыт коллег

Авторская педагогическая разработка программы  метапредмета «ИЗ» («Исследование задач») учителя математики МБОУ г. Иркутска Лицей №1  Пушкаревой Н.Н.

Пояснительная записка 

 «Доводы, до которых человек додумывается сам,
обычно убеждают его больше, нежели те, которые
пришли в голову другим» 
                                                 Б. Паскаль.            
  «Сами по себе идеи ценны, но всякая идея,
в конце концов, только идея. Задача в том,
чтобы реализовать ее практически
»  
                                           Г. Форд
                  

1. Общие положения программы: Метапредмет «ИЗ» - предметно оформленная образовательная структура, содержание которой базируется на системе фундаментальных образовательных объектов и личностных-подходов учеников к познанию. В качестве фундаментального образовательного объекта (ФОО) данного предмета выступает понятие - «задача». Данный метапредмет  предназначен для учащихся 8-9 классов и рассчитан на 34 часа. Главная функция метапредмета - предпрофильное образование.
Актуальность
       Актуальность разработки метапредметов и внедрения их в школьный образовательный процесс  - социальная необходимость. Учащиеся должны обладать «надпредметными» умениями в применении полученных знаний и сформированных способов умственных действий.
       В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а  знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Любое знание состоит  частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения». Процесс изучения того или иного предмета преследует своей целью как сообщение учащимся той или иной информации, касающейся этого предмета, той или иной суммы знаний, так и создание определенных умений. Умение – это мастерство, это способность использовать имеющиеся  сведения для достижения своих целей. Умение – это совокупность определенных навыков. Как обучать учащихся  умениям и навыкам математического мышления, необходимым  при исследовании задач, методам обработки полученной информации для решения этих задач? 
      При  выборе методов исследования данной проблемы были изучены классификационные группы методов:

• Методы теоретического уровня – теоретический анализ и синтез,   абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование (Загвязинский В.И.);
• Методы формализованного уровня– большая степень абстракции, чем у содержательных, логические операции, образование новых понятий на основе старых (Данилов М.А.);
• Методы диалектического  и частно-научного уровня (Подкорытов Г.А.);
• Частные методы (Дж. Пойа);
• Методы общенаучного уровня – теоретический анализ и синтез, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, эксперимент, моделирование (Кыверялг А.А.);
• Методы метапредметного уровня – отбор, классификация, анализ, обобщение, объяснение причин явлений или вытекающих из них следствий, объяснение объективных, неслучайных зависимостей (Журавлев В.И.).

     Возможность изменить структуру, содержание учебного материала, избрать стратегию и тактику освоения предмета в целом или его крупных разделов позволяют применить при учении в лицее идеи метапредметного обучения, направленного на формирование иного, по сравнению с традиционной системой среднего образования, типа мышления.
     Решение коренных задач современно­го образования, в конечном счете, связано с изменением типа мыш­ления, проектируемого целями, содержанием и методами обучения. Всю систему обучения необходимо переориентировать с формирования у детей рассудочно-эмпирического мышления на развитие у них современного на­учно-творческого мышления, одним из важных, приоритетных и значимых  направлений которого является математическое мышление. 
     В процессе обучения решению задач происходит интеллектуальный рост учащихся, проявляющийся в развитии и обогащении различных сторон их математического мышления, качеств, черт личности и характера.
     Известно, что воздействие обучения решению задач на развитие общей культуры мышления школьников потенциально очень велико, и не только при овладении учащимися самой математики, а также  при изучении других школьных дисциплин.  Реализации идей гуманитаризации и гуманизации лицейского математического образования, формирование математического типа мышления и развитие компонентов информационной культуры  способствуют приобщению лицеистов к общенаучному знанию.
    При исследовании решения задач формируется реальная область познания, конструируется система образовательной области. Исследование  решения задач является наиболее характерной и специфической разновидностью свободного мышления. Задача предполагает необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения ясно видимой, но непосредственно недоступной цели. Решение задачи означает нахождение этого средства. Кстати, трудность решения в какой-то мере входит в само понятие задачи: там, где нет трудности, нет и задачи. Основная часть нашего сознательного мышления связана с решением задач.
Новизна
    Новизна заключается в использовании метапредметного подхода в обучении, сближающего позиции преподавателя и учащегося как исследователей, активно преобразующих содержание изучаемых предметов. Школьный образовательный стандарт реализуется через личностно-ориентированные подходы и использование исследовательских методов в обучении умениям и навыкам исследования задач, проблемный подход к образовательному процессу и его переориентацию на личность ученика, которая предполагает принятие непредсказуемости индивидуального поведения, ценности и уникальности его индивидуальных возможностей.
    Включение учащихся в систематическую творческую деятельность развивает их активность до творческого уровня. Творческое усвоение содержания полученной информации, способов творческой деятельности, самостоятельный поиск новых знаний – все это формирует интеллект личности. На уроках метапредмета «ИЗ» учащиеся должны осваивать исследовательские процедуры, приобретать навыки самостоятельной работы, учиться планировать свою деятельность, анализировать полученные результаты, использовать вычислительную технику при решении задач, уметь пользоваться готовыми  информационными базами знаний и создавать свои.

    
читать полностью

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Авторизация



Кто на сайте

Сейчас 64 гостей онлайн

           

МЫ ЛУЧШИЕ!!!

Eljur.ru


Уважаемые родители!
Вам предоставляется возможность контролировать детей через электронный журнал. Для входа на страницы журнала используйте свой логин и пароль.

Новости

Новости общественно-информационного агенства России
О формировании Всероссийского народного портала

В Лицее начала свою работу электронная библиотека «ЛитРес: Школьная библиотека». Это уникальная система, позволяющая читателю получить доступ к электронной книге на любом устройстве с доступом в интернет.

НАШ АДРЕС:
Россия 664043 г.Иркутск, ул.Воронежская,2
МБОУ г.Иркутска Лицей №1"
тел/факс (3952)307614 - директор Лицея №1 Четвертаков Вячеслав Иванович
e-mail: irkutsk1licey@yandex.ru