Проектирование учебного занятия
  • Сузить экран
  • Обычный размер экрана
  • Расширить экран
  • Увеличить размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
  • Исходный размер шрифта












Главная

Проектирование учебного занятия PDF Печать Email

«Современный урок – это когда на нем спрашивают только по жела­нию. И чтобы чуть-чуть поменьше загружали домашними заданиями».

« Современный урок – это урок, который отличается следующими при­знаками:

  • ученики должны свободно общаться с учителями, не боясь того, что если скажешь что-нибудь неправильно, то тебе вкатят двойку или поругают;
  • на уроке должны быть минуты три для разговора на свободную тему;
  • на уроках физики и химии необходимы интересные опыты;
  • на уроке учебный материал должен представлять для учащихся ин­терес».

«Современный урок – это урок без стрессов».

Мы привели высказывания десятиклассников о современном уроке не­случайно. Ведь урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Неудивительно, что многим кажется, будто урок существовал всегда. Это педагогическое изобретение оказа­лось столь жизнеспособным, что в наши дни урок остается основной формой организации учебных занятий.

Что же такое «хороший урок»? И что собой представляет вообще учеб­ное занятие? Каким быть учебному занятию в современной адаптивной шко­ле? Как сделать его школой самостоятельности и творчества? Этим вопросам и посвящено данное пособие.

В настоящее время в теории и практике обучения утвердился взгляд на урок и другие формы учебных занятий как на развивающую и развиваю­щуюся систему.

Учебное занятие рассматривается как целое, состоящее из взаимосвя­занных, взаимодействующих частей. Именно это взаимодействие обеспечи­вает интегративный результат учебного занятия.

Учебное занятие – система, которая обладает связью с внешней сре­дой через информационные и другие каналы. Под воздействием этих влия­ний и внутренних противоречий занятие может развиваться, то есть оно об­ладает способностью саморазвития, свойством динамизма.

Учебное занятие, являясь формой реализации образовательного процесса, состоит из отдельных частей – этапов. Что же объединяет занятие в единое целое?

Таким системообразующим его компонентом являются цели, ибо они объединяют все образовательные задачи, а значит, и этапы в единое целое – учебное занятие.

ЦЕЛИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 «Иду на урок» – эту фразу произносят тысячи учителей ежедневно. С чем идет учитель на урок? Зачем идет педагог на урок?

Ответы на эти вопросы кроятся в анализе такого феномена, как педаго­гические цели. Можно ли вообще не говорить о целях учебного занятия. Ведь, согласитесь уважаемые читатели, главная цель учителей состоит в том, чтобы дети работали на занятии. И, может быть, в этом случае не имеет смысла говорить о целях конкретного урока, семинара, практикума и т.п. Учебное занятие является формой реализации конкретных целей об­разования. Оно всегда ограничено рамками времени. При этом под целью понимается планируемый результат.

А должен ли ребенок знать цель учебного занятия? Ведь цели урока - это дело учителя. Но представьте себе, что, не зная целей, ребенок чувствует себя словно в каком-то лабиринте. А многие наши ученики приходят в раздражение потому, что учителя знают, что будет происходить, а они – нет. И совсем другое чувство возникает у школьников, когда они представляют себе цель того, в чем им предстоит участвовать. Но накую цель?

Рассмотрим следующую ситуацию. Учитель говорит восьмиклассни­кам о том, что они сегодня научатся решать уравнения, и это очень важно для них в связи с поступлением в будущем в высшие учебные заведения. А учащимся неинтересно: почему нужно учиться решать уравнения, которые будут необходимы через четыре года. Значит, цели для учащихся должны нахо­диться в сфере интересов ребенка. Конечно же, это предполагает наличие у педагогов способностей к рефлексии.

Иными словами, цели учебного занятия могут быть представлены двумя видами:

  • цели деятельности учителя,
  • цели деятельности учащихся.

 Рассмотрим первый вид целей учебного занятия – цели деятельности учителя на учебном занятии.

Предварительно отметим, что в реальности каждый учитель идет, пре­жде всего, от содержания учебного материала. И затем уже формулирует це­ли учебного занятия. Может быть, поэтому многие из педагогов до сих пор не осознают значимости специальной работы при подготовке учебного заня­тия над постановкой целей. В действительности же цели и содержание взаимосвязаны.

Подробнее

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас 34 гостей онлайн

           

МЫ ЛУЧШИЕ!!!

И СНОВА ПОБЕДА!

Eljur.ru


Уважаемые родители!
Вам предоставляется возможность контролировать детей через электронный журнал. Для входа на страницы журнала используйте свой логин и пароль.

ВАЖНО!

Новости общественно-информационного агенства России
О формировании Всероссийского народного портала

В Лицее начала свою работу электронная библиотека «ЛитРес: Школьная библиотека». Это уникальная система, позволяющая читателю получить доступ к электронной книге на любом устройстве с доступом в интернет.

НАШ АДРЕС:
Россия 664043 г.Иркутск, ул.Воронежская,2
МБОУ г.Иркутска Лицей №1"
тел/факс (3952)307614 - директор Лицея №1 Четвертаков Вячеслав Иванович
e-mail: irkutsk1licey@yandex.ru