Ретроспективный и текущий психологические анализы урока
  • Сузить экран
  • Обычный размер экрана
  • Расширить экран
  • Увеличить размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
  • Исходный размер шрифта












Главная

Ретроспективный и текущий психологические анализы урока PDF Печать Email

 Ретроспективный психологический анализ урока

Ретроспективный психологический анализ соотносится с последним, завершающим этапом деятельности учителя по организации и проведению урока. Его роль трудно переоценить. Сопоставление проекта, плана (замысла) урока с его реализацией позволяет учителю оценить правильность выбранных им для обоснования урока теоретических посылок, выявить его достоинства и недостатки, наметить пути устранения слабых сторон при сохранении и улучшении сильных, выявить отклонения от плана. Другими словами, такой анализ позволяет учителю понять причины (позитивные или негативные) изменения хода урока - виноват ли сам учитель, учащиеся или ситуация.  

Текущий психологический анализ урока 

Текущий психологический анализ учитель проводит в конкретной педагогической ситуации урока. Безусловно, эффективность урока во многом определяется тщательностью подготовки к нему, точностью, правильностью его проектирования. Тем не менее возникающая по ходу урока конкретная педагогическая ситуация таит в себе немало неожиданного, непредвиденного. И успех урока в значительной степени зависит от быстроты реакции учителя, умения проанализировать возникшую обстановку, сориентироваться в ней, гибко изменяя план урока в зависимости от ситуации. Перечисленные ниже педагогические умения, согласно A.M. Поздняковой, А.А. Деркачу, могут помочь учителю не только анализировать, но и контролировать образовательный процесс на уроке. Они следующие:
1. увидеть, подготовлен ли класс к уроку;
2. наблюдать в течение урока за дисциплиной;
3. замечать психофизическое состояние детей;
4. воспринимать реакцию детей на свои вопросы;
5. внимательно слушать ответы учащихся;
6. постоянно держать весь класс в поле зрения;
7. организовать наблюдение учащихся за ответами товарищей и учебным материалом;
8. воспринимать реакцию на свое объяснение;
9. воспринимать реакцию на свои вопросы; 
10. заметить особенности учебной деятельности класса в целом (темп работы, затруднения, глубину усвоения материала, типичные ошибки);
11. заметить и учесть особенности учебной деятельности отдельных групп учащихся (сильных, средних, слабых); осознание материала, умение самостоятельно применять знания на практике, темп работы;
12. отметить особенности учебной деятельности отдельных учащихся; объем и качество знаний, наличие умений и навыков по предмету, качество выполняемых работ, особенности познавательной деятельности, продвижение в учебе;
13. заметить черты, свойственные отдельным учащимся: особенности поведения, речи, склонности, способности, интересы, продвижение в развитии;
14. наблюдать за своим поведением и речью;
15. заметить взаимосвязь своей деятельности и деятельности учащихся;
16. наблюдать за ходом урока;
17. распределить внимание при наблюдении за несколькими объектами.

Эти умения выступают в качестве объектов текущего психологического анализа урока. Очевидно, что такой анализ – сложная деятельность, зависящая от многих факторов. Этот вид анализа предполагает достаточно высокий уровень оперирования психологическими знаниями, что позволяет учителю принимать правильные решения в довольно сложных, заранее непрогнозируемых педагогических ситуациях, в условиях дефицита времени, при направленности сознания на осуществление основной педагогической деятельности. Умение осуществлять текущий анализ урока служит показателем профессионально-педагогического мастерства учителя.

К сожалению, исследования показывают, что только 17 учителей из 100 способны анализировать урок по его ходу и перестраиваться соответственно намеченной цели. Действительно, это очень сложный аспект педагогической деятельности, которому необходимо специально обучать учителей. Текущий анализ урока, включающий фиксацию соответствия или рассогласования «образа-замысла» и «образа-исполнения», предполагает принятие нового решения, корректировку программы действий и ее реализацию. Такой анализ основывается на отработанном ранее механизме предметной и личностной рефлексии, которая должна быть непосредственной и мгновенной. Он предполагает высокоразвитый уровень перцептивно-рефлексивных способностей и соответствующих умений.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Кто на сайте

Сейчас 44 гостей онлайн

           

МЫ ЛУЧШИЕ!!!

И СНОВА ПОБЕДА!

Eljur.ru


Уважаемые родители!
Вам предоставляется возможность контролировать детей через электронный журнал. Для входа на страницы журнала используйте свой логин и пароль.

ВАЖНО!

Новости общественно-информационного агенства России
О формировании Всероссийского народного портала

В Лицее начала свою работу электронная библиотека «ЛитРес: Школьная библиотека». Это уникальная система, позволяющая читателю получить доступ к электронной книге на любом устройстве с доступом в интернет.

НАШ АДРЕС:
Россия 664043 г.Иркутск, ул.Воронежская,2
МБОУ г.Иркутска Лицей №1"
тел/факс (3952)307614 - директор Лицея №1 Четвертаков Вячеслав Иванович
e-mail: irkutsk1licey@yandex.ru